Прошло чуть более года, как проект слежения за автобусами on-line вырвался на просторы интернета.
Хочу немного рассказать его историю. И поделиться бонусом (о нем в конце)
Предисловие
И так, все началось с того, что был холодный декабрь 2009 года…
Хотя нет. Чуть раньше. С телевизионного интервью главы Тамбовской городской Администрации одной местной телекомпание, где на вопрос «когда же пользователи в интернете увидят автобусы?» он ответил, что «это крайне сложно, не так просто, да и вообще...» и так далее. Стало грустно от таких слов. Но вернемся в декабрь 2009… Холодный декабрь.
…И когда вечером я стоял на остановке (прилично замерзнув) меня взяла злость - что вот они, данные о положении транспорта, и доступ у меня к ним есть, но фиг их "достанешь" быстро и просто.
История развития.
Что же... так как знаний посвященных web-программированию у меня нет, то я сделал интерактивную карту, как говорится, «для себя и друзей».
Имея в то время некоторый опыт общения с файлами kml, и заметив, что есть обновление в нем ссылок, я решил эту карту реализовать именно там для начала.
Первая версия была создана за два дня, и жила в виде простого файла kml, который я и разослал знакомым для пробы. Идея понравилась, однако реализация была, конечно, «не очень». Нужно было использовать Google Earth, периодически файл перестает обновляться, периодически зависала его отправка на сервер, сложно следить за конкретными маршрутами, непонятно было, куда транспорт движется, непродуманная информация делала карту слабочитаемой, да и надо было написать FAQ как пользоваться. Ибо многие видели этот GE просто в первый раз.
Так как я сторонник того, что пользу надо отдавать сразу от таких проектов, а не тогда, когда его доведут до полного ума – все это сразу появлялось в интернете, пусть и сырое. Пусть и как основа для насмешек и упреков. А так же советов и пожеланий. Но главное оно было, и помогало людям ориентироваться и меньше мерзнуть на остановках.
И я начал искать, кто это все богатство выведет для нормальных людей, для массового пользования.
Задач стояло несколько:
1. Показать через интернет где находятся автобусы.
2. Желательно, дать возможность это увидеть с мобильного.
3. Показать через интернет пробки.
С последним пунктом (пробки) сразу захотелось поработать с компанией Yandex, но тут ждало разочарование - у Яндекса нет карты Тамбова, где можно было бы это все показать... Вообще нет... никакой... убедитесь сами... . Надежда на народную карту – она обрастает дорогами и домами, но какие на нее планы – я не знаю.
И все переговоры встали именно по этой причине... показывать пробки негде! Надеюсь это временно. Иначе пробки Тамбова давно бы попали на ваши навигаторы. Что же... пока ждем.
И тут подвернулся проект
, с которым познакомились на конференции в Москве. Тут тебе и браузер, и на телефоне инфо, и пробки!!! УРА!!!
Дело закрутилось, однако, оказалось что тех данных, которые уже внесены по маршрутам в диспетчерскую программу не достаточно для показа на карте того, что хотелось. А именно - нет остановок , а те что есть живут вне привязки к маршрутам... Это долгая и печальная история. И если в своей kml, по началу, я ограничивался лишь не связанными слоями "Остановки" и "Маршруты", а пользователь уже сам, в своей голове привязывал одно к другому зрительно, то для интеграции потребовалось завязать все это уже отдельно.
Так как наши цели с МАУ «Пассажирские перевозки» вполне совпали, то была выделена специальная машина, которая и объехала маршруты, останавливаясь на каждой остановке, и подавая сигнал в программу. Таким образом, в программе появилось масса остановок с названиями "Остановка 000...", сформированными скриптом на основании как раз поездок той самой машины. Отголосок этого прошлого, вы и сейчас, можете видеть - некоторые названия еще "живут"... как памятники "неизвестному солдату".
Кстати, если знаете их названия – помогите.
Далее, началась работа по "привязке" отмеченных остановок в диспетчерской программе к маршрутам. Именно данными двумя пунктами объясняется, что маршруты выходили не все сразу, а тянулись... Потому как работа это большая, кропотливая, и малоавтоматизириуемая… честно-честно.
Что же. На данный момент большинство остановок обрело название и свое законное положение. (Да, Денис, я помню - как раз сейчас и дойдут руки до ваших данных об остановках в северной части города на 31Р).
За последний месяц, совместно с партнерами был реализован проект «Умная остановка» (видео, почитать ) – показ на информационном табло остаточного времени до прибытия ближайших маршрутных автобусов. Тут тоже все оказалось не все так просто, и это была (и есть!!!) большая работа, выполняемая нами и нашими партнерами. Чего стоили только проверки «боем» информации для табло - в течении нескольких часов сидения в машине на остановке Парк Культуры и отслеживания прибывающих автобусов, практически, с секундомером в руках (на тот момент рука у меня была в гипсе). Результат вы можете видеть на остановках «Парк Культры» и «Драмтеатр» (ссылки для браузера - ниже).
Сам же проект logoff68.ucoz.ru остался площадкой для обкатки идей – где ВСЕ в моих руках, где не надо ни с кем ничего обсуждать, объяснять что нужно, как нужно, и главное, ЗАЧЕМ нужно, настраивать протоколы, ждать обновлений и так далее – сел, и сделал.
Получить прогноз времени прибытия автобуса на остановку с учетом текущей ситуации на дороге (пробок т.е.) – щелкните на любой маршрут, и потом на нужную остановку. -см. ссылку выше
Увидеть наглядно пробки на дорогах – чего где и как. Конечно для Тамбова, с его 2.5 магистралями это не очень актуально, но все же… лучше так чем никак.
Так же уже Тамбовскими умельцами, на основе моих данных были реализованы:
- слежение за автобусами он-лайн – прогноз прибытия на остановку – исторически первый проект, позволивший получить подобную информацию!!!
- для айфона и андроида и тут
Ну а теперь БОНУС.
Новая карта с положением наших машин в интернете.
Для просмотра конкретного маршрута - выберите в выпадающем списке именно его. Для построения прогноза прибытия - нажмите на иконку машины.
Не знаю как вам, но мне она нравится больше… видеть как ползают наши «букашечки» по городу умиротворяет, способствует медитации, и хорошо идет под зеленый чай. Шутка… почти.
Благодарности
В конце хотелось бы сказать спасибо всем, кто помогал и помогает с картой, остановками, партнерам, выполнившим интеграцию, пользователям форума tamboff.ru и forum.tambovnet.org (кто помогал и помогает, кто просто интересуется), Администрации города Тамбова, отделу информатизации и связи Администрации города Тамбова, Центральной Городской Диспетчерской Службе.
Отдельное большое спасибо всем работникам МАУ «Пассажирские перевозки», диспетчерам, следящим за работой ТС – без вашей работы все это было бы просто не возможно!
Чего ждать в будущем???
Разного.
Еще до конца не закончено внесение всех остановок - тут просто не хватает времени и знаний, где оные находятся (особенно на пригородных маршрутах, типа 119, 144, 146 и так далее) - если можете поделиться данной информацией - буду рад.
Будет расширяться сеть остановочных табло в городе.
Будет изменяться интерфейс на doroga.tv
Будет больше полезной информации о работе транспорта:
- информация о расписаниях по маршрутам - думаю над тем, что именно выводить,как, в какой форме - тут без опросов явно не обойтись...
- выгрузка данных в google transit (требуется как всегда времени и изучения - пока что проверка данных меня посылает далеко и долго)
mihail922
Респект, конечно, за проделанную работу. Если дополнение к Google выполняло скорее декоративную функцию, то связка с Дорога.тв реально полезна - приноровился wap-сервисом пользоваться - помогает минут по 10 экономить!
Карта новая забавна.
Расхождения прогноза с реальностью есть, но обычно не больше двух минут. Правда по ходу поездки прогноз меняется - за основу какая скорость берётся? Средняя минут за 5 или мнгновенная?
Ещё есть обычно небольшие баги с закольцовкой 8-го троллейбуса - из расписания он просто пропадает, а время прибытия на Пионерскую в прогнозе до этого обычно минуты на две занижено (как раз то время, за которое он разворачивается).
Но это мелочи.
mihail922
Респект, конечно, за проделанную работу. Если дополнение к Google выполняло скорее декоративную функцию, то связка с Дорога.тв реально полезна - приноровился wap-сервисом пользоваться - помогает минут по 10 экономить!
Карта новая забавна.
Расхождения прогноза с реальностью есть, но обычно не больше двух минут. Правда по ходу поездки прогноз меняется - за основу какая скорость берётся? Средняя минут за 5 или мнгновенная?
Ещё есть обычно небольшие баги с закольцовкой 8-го троллейбуса - из расписания он просто пропадает, а время прибытия на Пионерскую в прогнозе до этого обычно минуты на две занижено (как раз то время, за которое он разворачивается).
Но это мелочи.
с GE функция скорее отработки приемов, маневров, принципов - но да, конечно не очень удобно. Но там есть уникальный контент. Например только сегодня для троллейбусов появились ссылки на фото.
Да, карта забавна но есть фича - машина двигает от предпоследней координаты к последней... и как доезжает до нее - приходит уже новая координата - так что по любому будет запаздывать. Однако для расчета и табло это почти не имеет значения.
Конечно же скорость не мгновенная в расчет берется. Расчет делает на основании пробок и скорости средней. Потому достаточно точен (специально, как говорил, проверяли его точность). Даже если данные поступают не регулярно. Естественно, чем ближе ТС - тем точнее расчет.
Закольцовка 8-ки... это оно через Динамо кольцо делает, на пионерскую уходит и дальше уже МЖК?
Есть еще косяки на карте, карта до сих пор дорабатывается (например посмотрите на маршрут 31 в районе магистральной в направлении север - там ошибка, которую пока не исправили) _________________ Ставим ГЛОНАСС по Фен-Шую.Исправляем ГНСС-карму.Открытие 3-е телеметрического глаза.Черный пояс по навигации.Выдача письменного согласия на использование ГЛОНАСС-сигнала
Закольцовка 8-ки... это оно через Динамо кольцо делает, на пионерскую уходит и дальше уже МЖК?
Да. Дом художника - кольцо на "Динамо" - Пионерская.
Про скорость особо и не сомневался, просто уточнить... Спасибо за разъяснение про расчёт от предпоследней координаты до последней, а то интересовало, откуда идёт прогноз в 15 минут, который после обновления через пару минут превращается в 24.
Да. Дом художника - кольцо на "Динамо" - Пионерская.
Про скорость особо и не сомневался, просто уточнить... Спасибо за разъяснение про расчёт от предпоследней координаты до последней, а то интересовало, откуда идёт прогноз в 15 минут, который после обновления через пару минут превращается в 24.
этого не должно быть в прогнозе!!! - две координаты используются только для имитации движения ТС на карте... прогноз и движение на карте не есть тоже самое. какой маршрут выдает такую фигню, где ты смотришь прогноз?
Хм. Тогда странно. Это было с той же восьмёркой пару дней назад где-то часов в 9 вечера. Кст сегодня посмотрел новую карту - прогноз на этот замечательный маршрут гласил, что он за 15 минут доедет с А.Бебеля до ТЭЦ, что немного нереально.
Ещё был вот с 23-им случай. 11 минут выводит интервал до ближайшего. Проходит минут пять - все последующие интервалы сократились, а этот так и остался. Ну это, видимо, с механизмом пробок что-то. В остальном всё точно.
50, 55 - всё точно с прогнозами. Единственное был один случай пол-одиннадцатого вечера, когда автобус упорно ехал, сокращая интервал, а потом резко пропал и пришёл только следующий по расписанию за ним. Но тут ясен пень - сошёл с маршрута, а приёмник ГЛОНАСС не выключил.
Это всё с телефона на вап-сайте http://wap.doroga.tv смотрю. Но кроме этих единичных случаев, работает всё норм - помогает!
Последний раз редактировалось: Scr@tch (21 Мар, Понедельник, 10:45, 2011), всего редактировалось 1 раз
усы, лапы, хвост - вот мои документы...
готов отдать и тебе, если сделаешь
Добавлено спустя 20 минут 13 секунд:
Scr@tch писал(а):
Хм. Тогда странно. Это было с той же восьмёркой пару дней назад где-то часов в 9 вечера. Кст сегодня посмотрел новую карту - прогноз на этот замечательный маршрут гласил, что он за 15 минут доедет с А.Бебеля до ТЭЦ, что немного нереально.
Буду смотреть, поговорю с партнерами по поводу алгоритма - узнаю больше подробностей. Спасибо за информацию.
Scr@tch писал(а):
Единственное был один случай пол-одиннадцатого вечера, когда автобус упорно ехал, сокращая интервал, а потом резко пропал и пришёл только следующий по расписанию за ним. Но тут ясен пень - сошёл с маршрута, а приёмник ГЛОНАСС не выключил.
Да, верно. Каждая из карт использует алгоритм фильтрации по маршрутному пути - если машина находится в пределах маршрута - она будет показана. А вот ранний сход с линии - это беда Тамбова, когда в расписании одно, а по факту другое... И такой случай не один.
Scr@tch писал(а):
Это всё с телефона на вап-сайте [url]wap.doroga.tv[/url] смотрю. Но кроме этих единичных случаев, работает всё норм - помогает!
mihail922 хорошая работа! Но вот небольшое замечание, в Тамбове нет троллейбусного маршрута 8К, есть только №8 "ст "Динамо-ТЭЦ" и 8м "МЖК-ТЭЦ", по 8К, в городе ездят маршрутки
mihail922 хорошая работа! Но вот небольшое замечание, в Тамбове нет троллейбусного маршрута 8К, есть только №8 "ст "Динамо-ТЭЦ" и 8м "МЖК-ТЭЦ", по 8К, в городе ездят маршрутки