02 Фев, Четверг, 09:38, 2012постоянная ссылка> Заголовок сообщения: Дорогой Великого поста
В предстоящей воскресенье в богослужении Церкви уже будут некоторые отличительные моменты, которые говорят о приближении Великого поста. В первую очередь это евангельское чтение о мытаре и фарисее, которое будет читаться на утренней службе в воскресенье. Суть его в том, что слушающим представлены два образа верующих, которые не являются ни чисто положительными, ни чисто отрицательными персонажами повествования. Фарисей - соблюдает все установления ветхозаветного закона, мытарь - нет. Фарисей гордится своими реальными достоинствами, мытарь осознает свои реальные недостатки. Богом оправданы оба, но мытарь в большей степени за то, что смирен перед Богом.
В свете приближающегося поста этот евангельский отрывок должен акцентировать внимание верующих на отношении к этому посту: соблюдение поста не должно становиться поводом для гордости, а основой для избавления от пороков, для чего верующие и предпринимает усилия в пост, является смирение. Накануне, в субботу вечером, на службе читается канон, где можно услышать конкретное: "Вводя всех притчами ко исправлению жизни, Христос возвышает мытаря от смирения, показывая фарисея, смиряемого из-за возношения".
Начиная с этой субботы и в течение всего Великого поста на вечерних службах будут петься стихиры (песнопения) с содержанием, отсылающим именно к евангельским сюжетам подготовительных в посту недель: о мытаре и фарисее "Покаяния отверзи ми двери Жизнодавче", о блудном сына и о Страшном суде.
Подготовлено с использованием материалов по богослужебному кругу Церкви энциклопедии митр. Илариона (Алфеева) "Православие".
Завтрашний воскресный день начинает церковную неделю, которая в церковном языке называется "седмицей о мытаре и фарисее".
Примечательным является тот факт, что эта неделя, с 6 по 12 февраля в 2012 году, является сплошной, то есть в ней нет постных среды и пятницы.
Духовный смысл отмены поста в среду и пятницу заключается в том, чтобы верующие особенно прочувствовали прочитанное в воскресенье евангелие и осознали, что соблюдение поста в пище не есть главное в жизни верующего, как и соблюдение других чисто внешних установлений.
С точки зрения подготовки к соблюдению поста эта неделя начинает вести верующих к ограничениям в пище: в эти семь дней нет постных дней, в следующую будет два постных дня - среда и пятница, затем Сырная неделя - уже отказ от мясной пищи. И по окончании этих трех недель - собственно Великий пост.
В минувшее воскресенье в Церкви читалось евангельское чтение о блудном сыне. Суть ее в том, что Бог любит человека вне зависимости от того, праведен он или грешен. И что путь возвращения домой совершается с двух сторон: сын возвращается, а Отец выходит встречать. Человек может оставить Бога, но не Бог человека. Человек на пути веры и обращения к Богу никогда не одинок. И итогом этого пути становится возвращение к жизни, достойной высокого звания человека.
Второй герой притчи - старший сын - является воплощением внешней религиозности: когда правильное поведение основано на чувстве долга и ожидании награды за добродетели. Такая религиозность не терпит "несправедливости" Бога, который не наказывает обратившегося грешника, а прощает и награждает.
Само же обращение оказывается гораздо более сложным путем, чем изначальное исполнение заповедей. Обращение должно состоять из нескольких этапов: осознание своей беспомощности, воспоминание о Боге, решимость в признании своей вины и принесение покаяния. Пройти этот путь далеко не каждому под силу, поэтому радость о тех, кто справляется - у Бога очень велика.
Об этом поется на вечерне:
"Познаем, братья, силу Таинства, ибо всеблагой отец, выбежав навстречу, лобзает блудного сына, вернувшегося от греха к отеческому дому, и снова дарует ему познание своей славы, и приносит таинственную радость Ангелам, заколов упитанного теленка, чтобы мы жили достойно и Человеколюбивого Отца, принесшего жертву, и самой славной жертвы - Спасителя душ наших".
В минувшую субботу и еще в две последующих на вечерних богослужениях поется псалом "На реках вавилонских", в котором Вавилон является символом греха, а пленение - пленением греху. Это пленение и оплакивают люди в преддверии поста, который станет дорогой к освобождению - то есть к Пасхе.
Предстоящая суббота будет Вселенской родительской субботой, днем поминовения усопших.
Особенность ее и отличие от других родительских суббот заключается в том, что в этот день, один раз в год накануне поста, Церковь молится за всех от века усопших. История установления поминовения в эту субботу рассказывает, что святые отцы по своему человеколюбию не хотели оставить без церковной молитвы хотя бы одного усопшего. А многие люди погибают неожиданной смертью, кто-то из них даже не сподобился отпевания. А кто-то не был отпет из-за бедности или болезни. Поэтому богослужение этого дня во многом совпадает с текстами, читаемыми при отпевании. А также особо перечисляются различные виды неожиданной кончины в подобных, например, молитвах:
Цитата:
Кого убил меч или сбросил конь, кто погиб от града, снега и бури, кого удавила глина или засыпала земля, упокой, Христос, Спаситель наш.
В горах, на пути, в пустынных местах покинувших жизнь в вере, монахов и мирян, юношей и старцев, посели, Христос, вместе со святыми.
Добавлено спустя 23 часа 5 минут 58 секунд:
Текущая неделя, а также суббота и воскресенье этой недели называются мясопустными. В Интернете, в том числе в Википедии, написано, что мясопуст - день, в который по уставу Церкви запрещено есть мясо. Это распространенное заблуждение. Мясопуст - это день, которым завершается вкушение мяса, так называемое заговенье, последний день (неделя) перед постом, когда можно есть мясную пищу. Не едят мясное с понедельника, 20 февраля.
Воскресенье 26 февраля называется сыропустным: для собирающихся поститься последний день употребления молочной продукции и яиц.
19 февраля - воскресенье о Страшном Суде.
Богослужебные тексты обращают внимание молящихся на некоторые моменты. Во-первых, это универсальность Суда, на который предстанут все в равном достоинстве, без учета их социального положения в этой жизни: "Бодрствуй, душа: настал день, уже при дверях Суд, на котором цари вместе с князьями, богатые и бедные собираются и каждый из людей получит достойное за свои дела".
Во-вторых, критерий разделения людей на овец и козлищ обозначен очень четко в евангельском чтении: наличие или отсутствие добрых дел по отношению к ближним.
С понедельника начинается последняя неделя перед Великим постом, которая называется сырной или масленой. В среду и пятницу на этой неделе не служится Литургия, а богослужение совершается по образцу великопостного, с поклонами и чтением молитвы Ефрема Сирина.
В Прощеное воскресенье, последнее воскресенье перед постом, в Церкви вспоминается изгнание из Рая Адама и Евы. Делается это для того, чтобы напомнить верующим, что человек был создан для Рая, и лишился его из-за непослушания Богу. Грех Адама повторяется в опыте каждого человека, поэтому каждый христианин как бы говорит:
Цитата:
"Рай драгоценный и прекрасный, созданный Богом, нескончаемое веселье и наслаждение, слава праведников, красота пророков и жилище святых, шумом листьев твоих моли Создателя вселенной открыть мне врата, которые я затворил из-за преступления, и сподобить меня принять древо жизни и радость, которой я когда-то в тебе наслаждался".
Вечернее богослужение в воскресенье уже относится к Великому посту. На нем священнослужители переоблачатся в темные одежды. Песнопения еще раз напоминают о смысле поста как воздержания не только от скромной пищи, но и от греха:
Цитата:
"Время поста с радостью начнем, предоставив себя для духовных подвигов, очистим душу, очистим плоть, будем воздерживаться, словно от снеди, от всякой страсти, наслаждаясь добродетелями духа, совершенствуясь в которых с любовью, да сподобимся увидеть драгоценное страдание Христа Бога и святую Пасху, духовно радуясь".
После вечерни обычно совершается чин прощения. Выглядит он примерно следующим образом. Сначала на амвон выходит настоятель, произносит проповедь и просит у присутствующих священников и молящихся прощения. По очереди к нему подходят все священники и становятся по правую сторону так, что каждый последующий может подойти ко всем, шедшим до него. После священников этот же путь от настоятеля до последнего священника проделывают прихожане, целуя крест в их руке и прося прощения, а клирики в ответ просят прощения у прихожан. Так, испросив прощения за причиненные обиды и простив сами, члены общины вступают в Великий пост.
Первые четыре дня Великого поста по вечерам в церквях читается Великий канон прп. Андрея Критского. Это покаянный канон, который содержит множество библейских примеров покаяния, а также грешной и праведной жизни.
Текст канона представляет для верующих определенную сложность. Во многом потому, что современный христианин слабо знает Ветхий Завет и в большинстве случаев не может понять, о каком событии или человеке идет речь. А во многом потому, что славянской перевод является точным переводом с греческого, и порядок слов в предложении не позволяет сходу на слух улавливать смысл, вложенный автором в текст.
Поэтому обычно верующие приходят на службу со своей книжечкой Великого канона, которая позволяет следить за текстом. Иногда можно увидеть издания с параллельным переводом на русский. Обычно к Великому посту такие издания в больших количествах привозятся в церковные лавки и недорого стоят.
Канон читается по частям в течение четырех дней. На время чтения в церкви гасится все освещение, кроме свечей. Верующие становятся на колени, держат в руках зажженные свечи. Канон читается духовенством в центре храма. Все вечернее богослужение длится около 1,5 часов.
Во время Великого поста привычная для верующих Литургия совершается только в субботу и воскресенье. В понедельник, вторник и четверг Литургия не совершаете вовсе. А в среду и пятницу совершается Литургия Преждеосвященных Даров. Суть ее состоит в том, что Святые Дары - Тело и Кровь Христовы - освящаются на ранее бывшей Литургии, в субботу или воскресенье.
На Литургии Преждеосвященных даров обычно не причащают младенцев, поэтому Великим постом маленьких детей можно причастить только в выходные.
Канон читается по частям в течение четырех дней. На время чтения в церкви гасится все освещение, кроме свечей. Верующие становятся на колени, держат в руках зажженные свечи. Канон читается духовенством в центре храма. Все вечернее богослужение длится около 1,5 часов.
Что можно посоветовать тем, кто не смог попасть в рабочий день на вечернее богослужение? _________________ прошлое непредсказуемо
Копирайт
я скачала просто в вордовском формате для чтения.
Но по ссылке Wife он еще с переводом, жаль раньше не видела. _________________ "Нам, хорошим людям надо держаться вместе. Иначе всякие нехорошие хали-гали перебьют нас по одиночке" (с) Смешарики. Начало
Читали вчера вечером весь канон дома.
Скачала по ссылке Wife, но распечатала криво, вместо 4-х частей два раза 3-ю. Обнаружилось только в процессе чтения. Ну что делать, быстреноко зашла в эту тему с телефона, перешла по ссылке "четверг"... так с экранчика и прочли.
Эх, 21-век...
Добавлено спустя 23 минуты 55 секунд:
Прочла когда-то у Ивана Шмелева в книге «Лето Господне»
«- А, грехи... - со вздохом говорит Горкин. - Тяжело тоже
переламываться, теперь все строго, пост. Ну, и сердются. А ты держись, про
душу думай. Такое время, все равно как последние дни пришли... по закону-то!
Читай - "Господи-Владыко живота моего". Вот и будет весело.
И я принимаюсь читать про себя недавно выученную постную молитву…»
С сайта правмир.ру:
***Молитву, которую предание приписывает одному из великих наставников духовной жизни, св. Ефрему Сирину, можно действительно назвать великопостной молитвой, т. к. она особенно выделяется среди всех песнопений и молитв Поста.
Вот текст этой молитвы:
Господи и Владыко живота моего,
Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему.
Ей, Господи, Царю!
Даруй ми зрети моя прегрешения,
И не осуждати брата моего
Яко благословен еси во веки веков.
Аминь.
Эта молитва читается дважды в конце каждой великопостной службы от понедельника до пятницы (по субботам и воскресениям она не читается). При первом чтении этой молитвы после каждого прошения кладется земной поклон. Потом 12 раз про себя читается молитва: «Боже, очисти мя, грешнаго», — с поясными поклонами. Затем вновь читается вся молитва, после которой кладется один земной поклон. ***
Как, как часто вы читаете эту молитву во время поста? Только в храме? Может, добавляете к утреннему и вечернему правилу? Читаете ли в течение дня? _________________ прошлое непредсказуемо
Преклоняюсь, нелегкое это дело.
Этот же канон полностью еще читают на пятой неделе поста, в так называемое Мариино стояние. Я как-то много уже лет назад пропустила эту службу и взялась читать дома все четыре части, до сих пор то чтение помню
Потом, правда, узнала, что на пятой неделе все ж не по отдельности части читают, а отдельный вариант, объединенный, который ощутимо короче.
Цитата:
Может, добавляете к утреннему и вечернему правилу? Читаете ли в течение дня?
Я читаю дома, и в путях, и где только вспомню. И не только тогда, когда есть возможность поклоны класть. Утренние и вечерние молитвы у меня тоже не всегда общепринятого вида, так что эту молитву в таком виде, как она описана, порой просто не к чему присоединить. Но я ее люблю за то, что просьба к Богу дать возможность увидеть свой грех никогда не остается напрасной: обязательно через обстоятельства или близких людей Господь даст знать, где ты оступаешься, сам того не замечая.
Добавлено спустя 53 минуты 49 секунд:
В сегодняшнюю субботу традиционно очень много причастников: суббота первой недели поста и четверг Страстной недели - дни, когда многие верующие приступают к Святым Тайнам. Исповедь совершается и в пятницу после вечернего богослужения (в среду вечером перед Страстным Четвергом): сначала общая, затем все служащие священники исповедуют верующих частно.
Завтрашнее воскресенье - первое воскресенье Великого поста, Торжество Православия. Праздник этот установлен в честь победы иконопочитания над ересью иконоборчества, многие тексты воскресной службы свидетельствуют именно об этом.
Цитата:
"Придя из нечестия в благочестие и просветившись светом разума, будем рукоплескать в псалмопении, с благодарением принося хвалу Богу, и досточестно поклонимся образам Христа, Пречистой и всех святых, написанным на стенах, на досках и на священных сосудах, отбрасывая злочестивую веру еретиков, ибо, как говорит Василий, честь, воздаваемая образу, восходит к Первообразу".
После Литургии совершается чин Торжества Православия, на котором возносятся Богу молитвы о всех впавших в ереси и уклонившихся в расколы, а также остающихся бесплодными в своей духовной жизни.
Кроме того, поминаются все потрудившиеся и пострадавшие за правую веру, возглашается многолетие церковным и светским властям, стране, армии и всем православным, кто истинно чтит Бога и послушен Церкви.
Во второе воскресенье Великого поста совершается память святителя Григория Паламы. Это воскресенье имеет еще одно менее распространенное название - воскресенье светотворных постов. Суть названия в том, что, идя путем поста и молитвы, человек освещается Господом Его божественным Светом, который был открыт ученикам на Фаворе во время Преображения. И святитель Григорий Палама как раз богословски и опытом своей жизни доказал, что именно пост и молитва помогают стяжать этот Свет.
Про святителя поется:
Цитата:
"Зеркалом Божиим ты был, Григорий, ибо сохранил неоскверненным то, что по образу, ум же мужественно сделав владыкой над страстями, воспринял то, что по подобию. Благодаря этому ты стал светлейшим домом Святой Троицы".
Начиная со второго воскресения Великого поста по вечерам (по вечерам второго, третьего, четвертого и пятого воскресений - всего четыре раза) во многих церквях совершается чин Пассии: воспоминания о страстях Христовых. В центр храма выносится распятие, читаются страстные Евангелия.
Крестопоклонное воскресенье - середина поста. Церковь предлагает верующим осмыслить значение Креста Христова как оружия нашего спасения. Пост - подготовка к Страстной седмице, а в нашей личной жизни - подготовка к тому, чтобы суметь вынести свой личный крест.
Напоминая о том, что именно Крест стал оружием победы над Адом, Церковь поет:
Цитата:
"Три крест вожрузил на Голгофе Пилат - два для разбойников и один для Подателя жизни, Которого увидел ад и сказал находившимся долу: "Слуги мои и силы мои! Кто вонзил гвоздь в сердце мое? Деревянное копье пронзило меня внезапно, и я терзаюсь. Внутренности болит, чрево мое страдает и чувства мои; смущен дух мой, и я присужден из вернуть Адама и происшедших от Адама, древом данных мне; ибо древо вводит их снова в рай".
По-славянски это звучит гораздо красивее и немного короче:
Цитата:
"Три кресты вожрузи на Голгофе Пилат, два разбойников, и един Жизнодавца. Егоже виде ад, и рече сущим доле: о слуги мои, и силы моя! Кто водрузив гвоздие в сердце мое, древяным мя копием внезапу прободе? И растерзаюся, внутренними моими болю, утробою уязвляюся, чувства мои смущают дух мой, и понуждают изрыгали Адама, и сущие от Адама, древом данныя ми: Древо бо сия вводит паки в Рай".
Сегодня была последняя родительская суббота Великого поста. Завтра, 25 марта, 4-е воскресенье, в которое празднуется память преподобного Иоанна Лествичника. Этот святой 43 года провел на Синайской горе и написал произведение, известное как "Лествица" и указывающее путь восхождения от подготовительных добродетелей к высшим.
Наступающая 5-я неделя Великого поста имеет особенностью то, что в четверг на утрени (то есть в среду на вечернем богослужении) будет читаться полностью Канон Андрея Критского, четыре части которого читались на первой неделе поста. А также житие преподобной Марии Египетской. По ее имени данная служба имеет название Марииного стояния.
Суббота предстоящей недели называется субботой Акафиста: вечером в пятницу на службе поется акафист Пресвятой Богородице, а сама служба называется Похвалой Пресвятой Богородице. В воскресенье будет совершаться память прп. Марии Египетской.