Сегодня на вечернем Богослужении будет соборно читаться Акафист Пресвятой Богородице. Чтение установлено в честь заступничества Божией Матери за Константинополь в дни Великого поста в 626 году.
В 5-е воскресенье Великого поста празднуется память прпеподобной Марии Египетской. Житие ее очень кратко: была блудницей, однажды не смогла войти в храм, осознала, что ее грехи физически ее не пускают в дом Божий, покаялась и ушла в пустыню, где прожила 47 лет в духовных подвигах. Церковь приводит ее в пример верующим для того, чтобы они могли оценить силу покаяния: что оно может вызволить человека из бездны греха на вершины святости.
Особенно интересным был тот факт, что прп. Мария, будучи безграмотной и лишенная как до обращения, так и после возможности слушания Слова Божиего в храмах, перед кончиной свободно говорила фразами, являющимися цитатами из Священного Писания.
Добавлено спустя 3 минуты 25 секунд:
Предстоящая неделя - завершающая в сорокодневном посту. Окончится она праздником Входа Господняя в Иерусалим, начнется Страстная седмица. Две недели до Пасхи . А в предстоящую субботу, 7 апреля, - праздник Благовещения Пресвятой Богородицы.
В основе праздника Благовещения лежат события, описанные в Евангелии - от Луки, глава 1, стихи 26-38. Тропарь этого праздника начинается словами: "Днесь спасения нашего главизна", то есть "Ныне начало нашего спасения". Богослужение этого праздника очень поэтично, канон, который будут читать вечером в пятницу, представляет собой диалог Пресвятой Богородицы и Архангела Гавриила.
Одна из стихир звучит так:
Цитата:
Предвечное таинство открывается сегодня, и Сын Божий становится Сыном Человеческим, чтобы, восприняв худшее, даровать мне лучшее. Обманулся некогда Адам, и, захотев стать богом, не стал им; Бог стал Человеком, чтобы сделать Адама богом.
Благовещение воспевается Церковью как начало обожения человека, совершенного Христом. Лазарева суббота, которая в этом году совпадает с Благовещением, в богослужебных песнопениях отходит на второй план.
В воскресенье мы будем праздновать Вход Господень в Иерусалим, который еще называют Вербным воскресеньем (вербы освящаются на утрене, то есть вечером в субботу). С одной стороны, это очень радостный праздник, красивый, с другой - сквозь радость постоянно проскальзывает тема страданий: Христос входил в Иерусалим не для того, чтобы Его прославили, а для того, чтобы умереть на кресте для спасения "младенцев и старцев".
Трагизм события, которому посвящен праздник Входа Господня в Иерусалим, в том, что Христа встречали как земного царя, но Он не оправдал эти надежды. В богослужебных текстах говорится о том, как быстро меняется настроение толпы, которая сегодня прославляет Христа как чудотворца, а завтра будет требовать Его распятия:
Цитата:
Неблагодарные иудеи сначала восхваляли Тебя, Христа Бога, с ветвями в руках, а потом с оружием в руках схватили...
Каждый день Страстной седмицы называется святым и великим. Сегодня - Великий Понедельник. В богослужебных текстах уже нет памятования святым дня, нет поминовений, все внимание сосредотачивается на крестом пути Спасителя. Вспоминается Иосиф, во времена Ветхого Завета проданный в рабство своими братьями - как и Христос был предан Своим народом. Читается Евангелие о бесплодной смоковнице, которая, как и иудеи, не принесла плода.
На службах еще сохраняются некоторые элементы Великопостных богослужений, например, еще читается молитва прп. Ефрема Сирина. Но уже появляются и песнопения, которые вводят молящегося в ожидание часа крестной смерти Христа и которые напоминают о необходимости духовно готовиться к этому событию.
Великий Вторник
За богослужением вспоминаются притчи, которые Господь произнес в Иерусалимском храме: о дани кесарю, о воскресении и Страшном Суде, о талантах и десяти девах.
Цитата:
Скрывшаго талант осуждение слышавши, о душе, не скрывай словеса Божия, возвещай чудеса Его, да умножающи дарование, внидеши в радость Господа твоего.
Добавлено спустя 20 часов 42 минуты 47 секунд:
Великая Среда.
Церковью вспоминается вечеря в Вифании, на которой жена-грешница омыла слезами ноги Спасителя. И в то время, когда один человек омывает свою душу покаянием, другой - Иуда - через мнимую заботу о нищих побеждается сребролюбием и решается предать Христа.
В конце Литургии последний раз читается молитва прп. Ефрема Сирина, и верующие уже не кладут земные поклоны до Троицы, кроме поклонения Плащенице в Великую Пятницу.
Это день распятии и смерти Христа. День, когда свершилось то, ради чего Он воплотился Человеком: стал жертвой ради людей. Господь сознательно шел на это и пережил самое страшное, что может выпасть на долю человека: одиночество и богооставленность. Он один молился в Гефсимании - потому что ученики его спали, Он один был на допросе и суде - ученики разбежались. Крест помог Ему нести случайный прохожий, а умирать довелось среди двух разбойников.
Главное богослужение Пятницы совершается в Четверг вечером - так называемое чтение 12 евангелий. Они включают в себя повествования от последней беседы Христа с учениками до Его крестной смерти.
У богослужения Пятницы есть два лейтмотива: первый - страдания Матери, стоящей у креста Своего Сына; второй - духовная гибель еврейского народа, распявшего Христа.
От лица Божией Матери Церковь поет:
Цитата:
"Видя Тебя, Христос, Создателя и Бога, висящим на кресте, бессеменно Родившая Тебя взывала с горечью: "Сын Мой, куда ушла красота Твоего облика? Не терплю видеть Тебя неправедно распинаемым: поспеши, восстань, чтобы и Я увидела Твое тридневное воскресение из мертвых".
А к иудеям обращается со словами:
Цитата:
"Вот что говорит Господь иудеям: народ Мой, что сделал Я тебе или чем досадил? Слепцов твоих Я сделал зрячими; прокаженных очистил; человека, лежащего на одре, восставил. Народ Мой, что сделал Я тебе и чем ты отплатил Мне: за манну желчью, за воду уксусом, за любовь - вы пригвоздили Меня ко кресту. Более этого Я уже не потерплю и призову к себе Мои народы; они прославит Меня с Отцом и Духом, и Я дарую им жизнь вечную".
Утром в Великую Пятницу Литургия не совершается. Читаются часы с отрывками из Ветхого Завета, Апостола и Евангелия. Днем совершается вынос плащеницы, символизирующей тело распятого Господа, а вечером (в некоторых храмах - ночью) - чин погребения.