02 Фев, Четверг, 09:46, 2012постоянная ссылка> Заголовок сообщения: Что такое смирение
В одной из статей игумена Петра (Мещеринова) почитала о том, что сегодняшние церковные понятия являются не столько христианскими в своей основе, сколько советскими. Относительно смирения он говорит, что современное смирение верующих мимикрировало из советской общественной и гражданской пассивности. То есть смирением называется ничегонеделание по собственному решению и ничего не делающий по собственному решению человек воспринимается (как в церковной, так и в светской среде) как смиренный.
Насколько такая позиция справедлива? И что же такое смирение?
Относительно смирения он говорит, что современное смирение верующих мимикрировало из советской общественной и гражданской пассивности.
С этим я, скорее всего, не согласен. Во всём у нас коммунизды виноваты
Почитайте "Пошехонскую старину" Салтыкова-Щедрина, галерею крепостных образов.
"Подобно отцу, тетеньки-сестрицы не особенно налегали на труд и личность своих крепостных, хотя последние терпели немало от их чудачеств и безалаберности. Поэтому на всех уголковских крестьянах (имение тетенек называлось "Уголком") лежал особый отпечаток: они хотя и чувствовали на себе иго рабства, но несли его без ропота и были, так сказать, рабами по убеждению. Аннушка принадлежала к числу таких убежденных; у нее даже сложился свой рабский кодекс, которого она не скрывала. Кодекс этот был немногосложен и имел в основании своем афоризм, что рабство есть временное испытание, предоставленное лишь избранникам, которых за это ждет вечное блаженство в будущем.
- Христос-то для черняди с небеси сходил, - говорила Аннушка, - чтобы черный народ спасти, и для того благословил его рабством. Сказал: рабы, господам повинуйтеся, и за это сподобитесь венцов небесных.
Но о том, каких венцов сподобятся в будущей жизни господа, - она, конечно, умалчивала.
Доктрина эта в то время была довольно распространенною в крепостной среде и, по-видимому, даже подтверждала крепостное право. Но помещики чутьем угадывали в ней нечто злокачественное (в понятиях пуристов-крепостников самое "рассуждение" о послушании уже представлялось крамольным) и потому если не прямо преследовали адептов ее, то всячески к ним придирались." (с)
В данной статье - ничего. Не могу дать ссылку, так как ее пока не нахожу в Интернете. Прочла в сборнике, выпущенном Московскми Центром Карнеги в 2012 году, "Православная Церковь при новом Патриархе".
Цитата:
С этим я, скорее всего, не согласен. Во всём у нас коммунизды виноваты
Вина коммунистов - это другой вопрос. Здесь речь идет скорее о том, что прошлое столетие не было чем-то наносным для русского человека, а органически проникло в его сущность. И в новые мехи вливается старое вино.
Щедрина не люблю, так как считаю, что он зло писал, односторонне. Просто не верю в объективность передаваемого им.
Цитата:
Смиренный - тот, кто терпелив, а ни тот, кто ничего не делает. Я думаю так.
Ну вот в очереди вас обвесила продавщица. И вы отлично видите, что она вас обманывает. Стерпеть - это смиренно?
Щедрина не люблю, так как считаю, что он зло писал, односторонне. Просто не верю в объективность передаваемого им.
О как!
Wife писал(а):
Ну вот в очереди вас обвесила продавщица. И вы отлично видите, что она вас обманывает. Стерпеть - это смиренно?
Насчет того, смиренно ли это, сказать ничего не могу, но то, что глупо - однозначно. Ну или лень/неохота связываться.
В идеале нужно выглядеть и вести себя так, чтобы ни у кого не возникало даже мысли Вас обмануть.
Насчет того, смиренно ли это, сказать ничего не могу, но то, что глупо - однозначно. Ну или лень/неохота связываться.
Рассуждения Доин навели меня на мысль о том, что может быть смиренным поступком стерпеть, а может быть смиренным - разобраться. Все зависит от внутренней мотивации. Так что, чтобы понять, что такое смирение, нужно именно ее рассматривать, а не внешнюю ситуацию.
Цитата:
В идеале нужно выглядеть и вести себя так, чтобы ни у кого не возникало даже мысли Вас обмануть
.
Не реальный совет. Такого вида не бывает: что одного остановит от обмана, другого подстегнет только.
В идеале нужно выглядеть и вести себя так, чтобы ни у кого не возникало даже мысли Вас обмануть
.
Не реальный совет. Такого вида не бывает: что одного остановит от обмана, другого подстегнет только.
Вполне реальный. Профессиональные жулики и грабители своих потенциальных "клиентов" узнают безошибочно.
Достаточно неуверенного поведения и плохой осанки, чтобы повысить свои шансы стать потерпевшим.
Это не значит, что уверенных в себе людей в хорошей физической форме не обворовывают, но тренд такой.
Вполне реальный. Профессиональные жулики и грабители своих потенциальных "клиентов" узнают безошибочно.
Достаточно неуверенного поведения и плохой осанки, чтобы повысить свои шансы стать потерпевшим.
Это не значит, что не уверенных в себе людей в хорошей физической форме не обворовывают, но тренд такой.
Откуда такие познания ?
Я вообще-то имела ввиду не профессиональных жуликов, а обычных людей, для которых обман не является профессией.
Цитата:
Прочитал, ничего не понял. Видимо, смирение не для меня.
Еп. Пантелеимон (Шатов) в одной статье говорит, что смирение - это приобщение к радости Царствия Небесного. Вот такое определение .
В Вики, мне кажется, в статье просто про смирение, без отсылки к христианству, написано гораздо доступней http://ru.wikipedia.org/wiki/Смирение
Чтение книг по психологии и поверка их жизненными наблюдениями
Добавлено спустя 3 минуты 37 секунд:
Wife писал(а):
Я вообще-то имела ввиду не профессиональных жуликов, а обычных людей, для которых обман не является профессией.
А вот когда продавшица обвешивает в Вашем примере - это обычный человек или профессиональный жулик?
На самом деле обычные люди чаще всего прекрасно распознают, на кого можно "надавить", а кем манипулировать не получится. Даже если они толком не могут объяснить, на основании чего. Это моё твердое убеждение.
Добавлено спустя 2 минуты 42 секунды:
Wife писал(а):
В Вики, мне кажется, в статье просто про смирение, без отсылки к христианству, написано гораздо доступней http://ru.wikipedia.org/wiki/Смирение
Спокойствие, отсутствие сильных страстей, устойчивость к искушениям?
Мне больше нравится другое определение смирения.
Смирение это не примитивная забитость, а умение достойно принимать то, что случается вопреки нашей воли. _________________ Дьявол кроется в деталях
Мне больше нравится другое определение смирения.
Смирение это не примитивная забитость, а умение достойно принимать то, что случается вопреки нашей воли.
Мне больше нравится другое определение смирения.
Смирение это не примитивная забитость, а умение достойно принимать то, что случается вопреки нашей воли.
То есть смирение пассивно?
Почему пассивно? Думаю, это проактивная позиция, а не реактивное состояние.
Добавлено спустя 4 минуты 51 секунду:
Принять ситуацию такой какая она есть, без амбиций, без криков за что и почему это и есть смирение. Смиренномудрый человек как никто другой может затем выбрать лучшее из возможного и действовать. Разве не так? _________________ Дьявол кроется в деталях
Принять ситуацию такой какая она есть, без амбиций, без криков за что и почему это и есть смирение.
Не могу согласиться.
Смирение - это то, как человек видит сам себя по сравнению с Богом, нецерковный синоним этого слова - на мой взгляд, скромность в самооценке. Значит смириться - это посчитать себя достойным той неприятной ситуации, которая сложилась, углядеть некую заслуженность, даже при том, что в этом конкретном случае нет собственной вины.
А вот приятие ситуации - может быть как следствием смирения, так и следствием гордости. В последнем случае человек может руководствоваться например, таким мотивом: психовать и кричать - ниже моего достоинства, не буду опускаться до этого. Тогда ни о каком смирении речь уже не пойдет, мне кажется.
Цитата:
Смиренномудрый человек как никто другой может затем выбрать лучшее из возможного и действовать. Разве не так?
Так. Но смирение и смиренномудрие - это не одно и то же. Это скорее добродетель-мать и добродетель-дитя. Когда человек трезво оценивает самого себя, у него появляется способность трезво оценивать окружающий его мир, видеть его закономерности и внутренние мотивы: мудрость, выросшая из смирения.
То есть, все-таки, смирение - это вещь внутренняя, не предополагающая активных действий, а активность вырастает уже либо из смирения, либо из несмиренности - в каждом случае разная.
Нет? И может ли на почве смирения не появиться смиренномудрие? Если смирение доступно каждому, то все ли способны к смиренномудрию?
Не могу согласиться.
Смирение - это то, как человек видит сам себя по сравнению с Богом, нецерковный синоним этого слова - на мой взгляд, скромность в самооценке. Значит смириться - это посчитать себя достойным той неприятной ситуации, которая сложилась, углядеть некую заслуженность, даже при том, что в этом конкретном случае нет собственной вины.
Скромность в самооценке, считать достойным неприятной ситуации, углядеть заслуженность в случае если нет собственной вины..... Все это деструктивно влияет на психику человека и рождает в нем противоречия, но не смирение.
Добавлено спустя 5 минут 27 секунд:
Wife писал(а):
А вот приятие ситуации - может быть как следствием смирения, так и следствием гордости. В последнем случае человек может руководствоваться например, таким мотивом: психовать и кричать - ниже моего достоинства, не буду опускаться до этого. Тогда ни о каком смирении речь уже не пойдет, мне кажется.
Не соглашусь. Гордость не позволит принять ситуацию такой какая она есть. Всегда останутся вопросы за что, почему. Даже если на поверхности их не будет видно. Мы же говорим о внутреннем мире человека. Поэтому смирение и порча самооценки это не одно и тоже. Мы же созданы по образу и подобию. Снижать самооценку это не есть добродетель, таким образом мы убиваем в себе Божественный дар - возможность творчески трудиться, создавать что то новое.
Добавлено спустя 2 минуты 2 секунды:
Wife писал(а):
То есть, все-таки, смирение - это вещь внутренняя, не предополагающая активных действий, а активность вырастает уже либо из смирения, либо из несмиренности - в каждом случае разная.
Смирение это действительно вещь внутренняя, но на мой взгляд, она предполагает активное действие по осознанному принятию действительности, а не введение себя молитвами и мантрами в реактивное состояние транса. _________________ Дьявол кроется в деталях
Скромность в самооценке, считать достойным неприятной ситуации, углядеть заслуженность в случае если нет собственной вины..... Все это деструктивно влияет на психику человека и рождает в нем противоречия, но не смирение.
Ок, но как вы увязываете приятие, о котором писали, с Богом? Или смирение само по себе, а Бог - сам по себе? И если человек принимает ситуацию без "за что мне это" из-за высокой самооценки - это тоже смирение?
Нет? И может ли на почве смирения не появиться смиренномудрие?
Конечно может не появится. Потому что для того чтобы появилась мудрость необходимо нарабатывать жизненный опыт и постоянно открывать для себя новые знания т.к. только через деятельность можно достичь чего то. Само по себе с неба ничего не прилетит. _________________ Дьявол кроется в деталях
Снижать самооценку это не есть добродетель, таким образом мы убиваем в себе Божественный дар - возможность творчески трудиться, создавать что то новое.
Но я и не говорю о снижении самооценки. Я говорю о трезвой самооценке себя относительно Бога. Ну это как я, печатая посты на форуме, считаю себя непреодолимо хуже Пушкина. Разве это занижение самооценки? И если я откажусь от такой самооценки, а буду считать, что я ничем Пушкина не хуже, и если кому-то мои посты кажутся малохудожественными и незначительными - приму это без криков и амбиций, разве я смогу лучше реализовать данные мне Богом способности?