"В самом деле, как, зачем, кому может быть нужно, чтобы другой не только верил, но и исповедывал бы свою веру также как я? ... Вера не может себя навязывать и не может быть принимаема ради чего-нибудь: насилия, обмана или выгоды, а потому это не вера, а обман веры"
думаю очень актуально, для того времени, когда большинство дисциплин в школах были церковными, и когда институт церкви был цензором издававшейся литературы. Выдержка из статьи "Церковь и государство", издания "Свободного Слова" № 70 в Англии 1904 год.
Цитата:
"Освящение госудаственной власти христианством есть кощунство, есть погибель христианства"
И хотя в учении Толстого я мало с чем могу согласиться, порой он путается, порой сам себе противоречит, но тут думаю он прав. _________________ Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?
— Это во многом зависит от того, куда ты хочешь прийти (с)
Он захотел искренней добродетели от людей, которые в добродетель лишь играют - слишком многого он захотел, вот и получил по шапке. Бог им всем судья, и Льву Николаевичу и его хулителям. _________________ Реализация ABA-программ (прикладной анализ поведения) для особых детей в Тамбове. Связь здесь или andatram@yandex.ru
Я думаю, что это очень яркий пример человека, который в погоне за правдой потерял Христа.
Сама подробно о толстовстве узнала из "Записок губернатора" Николая Павловича Муратова, бывшего губернатором в Тамбовской губернии в начале века. Он очень подробно останавливается на том, каким пагубным были последствия заблуждения Толстого. Толстой говорит, что ничего не распространял, но ему уже и не надо было ничего распространять: он процесс запустил, дальше все пошло без его непосредственного участия, его последователи активно навязывали свою веру. Например, очень серьезная подрывая деятельность велась в армии, солдатам которой доказывался противохристиансаий характер военной службы в государстве. Причем системе распространения могли бы позавидовать современные пиар-технологи. Отдельные листовки содержали хулу на Церковь, не как организацию, а на ее сакральность.
Однако мы можем гордиться своей малой Родиной . Именно в Тамбовской губернии не прошло ни одного митинга в знак скорби по Толстому, ни одного некролога в газетах, никаких панегириков и вечеров памяти.
Однако мы можем гордиться своей малой Родиной . Именно в Тамбовской губернии не прошло ни одного митинга в знак скорби по Толстому, ни одного некролога в газетах, никаких панегириков и вечеров памяти.
А нам и до сих пор все божья роса.
Ну а отсутствие некрологов по знаменитейшему русскому писателю вообще вне моего понимания.
Перечитала. У Муратова события, связанные с Толстым, занимают три главы. В Тамбове жил один из сыновей Толстого, Андрей Львович. Его рассказы о Толстом и приводит автор. Но я только о событиях в Тамбове после кончины перескажу.
Когда стало известно о тяжелой болезни Толстого, Муратов, догадавшись о неминуемой смерти, разослал по всем уездам письмо, предупреждающее о том, чтобы никаких чествований не было.
Поэтому когда вся Россия, основы которой Толстой своими проповедями стремился уничтожить, чествовала умершего, в Тамбове было тихо. Но понятно, что долго это не могло продлиться, одних указов городовым было мало. Кадеты в Городской Думе хотели хоть как-нибудь, но все же через Думу откликнуться на всероссийскую шумиху.
Тогда Н.П. Муратов в неофициальной обстановке решился поговорить с думцами. Он уже раздобыл толстовские "Памятка офицера", "Памятка солдата", "Письмо к фельдфебелю", "Христианство и патриотизм", "Николай Палкин и две войны", которые распространялись круто свернутыми трубочками, не имея вид книжек, скорее были похожи на лекарственные упаковки. Эти "послания" в оригинале служили лучшим подтверждением его слов. Он привел свои доводы и заметил, что они, конечно, малоубедительны. Тогда, прося прощения у Бога за мерзкие слова, которые собирался произнести вслух, начал читать "Письмо к фельдфебелю". За время этого чтения кадеты ретировались, а у думцев больше не возникало желания чествования Толстого.
Следующий раз запрет "губернатора-самодура" хотели нарушить в Моршанске - подобное первому, но уже более официальное выступление, было сделано там в городской думе. Третья и последняя попытка исходила от председателя дворянского собрания. Н.П. Муратов написал его письмо, начав его так:
"Толстой, великий писатель, слава и гордость русской литературы, творец "Войны и мира", "Анны Карениной", "Детства" и "Отрочества" и других беллетрических произведений, умер давно, в 1881 году, и поздно, мне думается, чествовать его память теперь, через 29 лет, когда он заслонен от нас совершенно другим Толстым: бессердечным лицемером, проповедующим любовь, а сеявшим непримиримую вражду, анархистом, подрывавшим основы государственности, отрицавшим семью, собственность, все общественные установления и ругавшим самыми гнусными, самыми смрадными словами наше святое святых, нашу мать - православную веру!"
Много еще было сказано, но, конечно, самым убедительным аргументом были "Письма" самого Толстого: каждый, кто все еще желал чествовать Толстого, из-за широкого распространения Муратовым "Писем", ассоциировался с взглядами писателя, высказанными в этих "свитках". Такой ассоциации для себя не хотел никто.
Пересказ по Н.П. Муратов "Записки Тамбовского губернатора", Тамбов, 2007.
Несомненно ! Вы лучше припомните события тех дней- ну Вы были маленькой девочкой( что то стёрлось из памяти)- но взрослые ,поди,говорили :"Помер- и хрен с ним,с Львом Николаичем! Ибо церковь хулил!"? Вы же -"живой свидетель тех дней",не так ли?
________
"Современная церковь имеет такое же отношение к Богу, как кассир театра к искусству." (с) _________________ "Неужели ты не знаешь, что после истинной смерти не будет второго тебя,
который мог бы, живой, оплакивать тебя, умершего, стоя над лежащим"
Я думаю, что это очень яркий пример человека, который в погоне за правдой потерял Христа.
А чего это христосик не помог рабу своему правду раскопать? Или религия эт аналог упряжки коня- Шоры на глаза, удила, повода? Древнееврейские сказоньки доносят до нас факты того что тов. Христос как раз и взялся народные глаза открывать, правдой проповедовать, на голгофу взошел, не постеснялся. Сам стало быть был честным, а других в поисках правды упустил? _________________ Продам фоторамку и монитор. Продам пули Дъяболо 20 калибра, отолью пули из материала заказчика. дъяболо 20, гладкий колпачок 20, Ребристый колпачок 12 и Фостера 410 калибр
Талантливый литератор чувствуется в каждой строке.
В целом совершенно понятно, почему православная церковь отлучила себя от Льва Толстого. Например:
"Нельзя влить ничего нужного в сосуд, который полон ненужным. Надо прежде вылить из него ненужное. Так и в усвоении истинного христианского учения. Надо прежде понять, что все рассказы о том, как Бог будто бы 6000 лет тому назад сотворил мир, и как Адам согрешил, и как пал род человеческий, и сын Бога и Бог, родившись от Девы, пришел в мир и искупил его, и все басни Библии и Евангелия, и все жития святых и рассказы о чудесах, иконах и мощах - суть не что иное, как грубое смешение суеверий еврейского народа с обманами духовенства. Только человеку, совершенно освободившемуся от этих обманов, может быть доступно и понятно простое и ясное учение Христа, которое не требует никаких толкований и которое нельзя не понять.
Учение это ничего не говорит ни о начале, ни о конце мира, ни о Боге и об его замыслах, вообще о том, чего мы знать не можем, да нам и не нужно знать, а говорит только о том, что нужно делать человеку для того, чтобы спастись, т.е. прожить наилучшим образом ту жизнь от рождения до смерти, в которую он пришел в этот мир. Для этого нужно поступать с другими так, как мы хотим, чтобы поступали с нами. В этом весь закон и пророки, как сказал Христос. Для того же, чтобы нам поступать так, нам не нужно ни икон, ни мощей, ни церковных служб, ни попов, ни священных историй, ни катехизисов, ни правительств, а, напротив, нужна совершенная свобода от всего этого; потому что поступать с другими, как хочешь, чтобы поступали с тобою, может только человек, свободный от тех басен, которые жрецы выдают ему за единую истину, и не связанный с другими людьми обещаниями поступать так, как они велят ему. Только тогда будет человек в состоянии исполнять волю не свою и не других людей, а волю Бога. Воля же Бога состоит не в том, чтобы мы воевали и угнетали слабых, а в том, чтобы признавали всех людей братьями и служили друг другу."(с)
Талантливый литератор чувствуется в каждой строке.
Наветы лукавого чувствуются в каждой строке. Это ж надо: антицерковную агитацию аргументировать любовью к ближнему. Да-мсъ... Мастер. Так вот кто Вас логике учит Вы зря его слушаете. "Когда говорит он ложь, говорит своё, ибо он лжец и отец лжи." (Ин. 8:44).
Слышал я одним ухом, что Толстой под конец жизни пересмотрел эти взгляды и даже примирился с Церковью. Правда ли, нет ли, не знаю.
Skepticism писал(а): Талантливый литератор чувствуется в каждой строке.
Наветы лукавого чувствуются в каждой строке. Это ж надо: антицерковную агитацию аргументировать любовью к ближнему.
serg42
А что не так в словах Л.Н. Толстого?
"Критика" "церковных чиновников" задела? А "любовь к ближнему" если она звучит не из уст "православного духовенства" уже и вроде как "греховна"? _________________ "Неужели ты не знаешь, что после истинной смерти не будет второго тебя,
который мог бы, живой, оплакивать тебя, умершего, стоя над лежащим"
А что не так в словах Л.Н. Толстого?
"Критика" "церковных чиновников" задела? А "любовь к ближнему" если она звучит не из уст "православного духовенства" уже и вроде как "греховна"?
Тоже с лукавым знакомы? Как Вы умудрились найти такой смысл в моих словах? Конечно я против любви к ближнему ничего не имею, из чьи бы уст она не звучала. Но, каким образом Церковь мешает этой любви, не могу понять. Для меня это такая же глупость, как если бы какой-нибудь нудист начал доказывать, что де без одежды люди более раскрепощены и ближе друг к другу, и что, малого того, именно одежда им мешает стать друг к другу ближе. Против нудистов я, к слову, тоже ничего не имею, хотя и считаю их увлечение не совсем нормальным.
PS Просьба между Церковью и одеждой аналогий не проводить