15 Дек, Вторник, 09:20, 2015постоянная ссылка> Заголовок сообщения: Как развалить систему образования за семь шагов?
Как развалить систему образования за семь шагов?
Идея о том, что государство может быть заинтересовано в снижении качества образования не является новой. Тем не менее, в "теорию заговора" поверить всегда труднее, чем в простую человеческую глупость. В данной статье предлагается проверить правдоподобность гипотезы управляемого снижения качества образования при помощи методики, придуманной братьями Стругацкими.
Лирически-методологическое предисловие
Когда-то меня до глубины души тронула книга братьев Стругацких «Волны гасят ветер». На описанной в книге Земле будущего было такая профессия – прогрессор. Прогрессоры внедрялись в другие менее развитые, чем Земля цивилизации и исподволь направляли общество к прогрессу в нужном направлении. И вот однажды некого прогрессора пронзила мысль: а что если на Земле тоже действуют законспирированные прогресоры более высокоразвитых цивилизаций? Надо их обнаружить! Но как? Автор идеи предложил трех-шаговую методику выявления инопланетных прогрессоров. Во-первых, предположим и допустим, что они действительно существуют. Во-вторых, зная их цели, попробуем спрогнозировать, что они должны делать (что бы мы делали на их месте). В-третьих, будем искать совпадения между нашим прогнозом и реальными событиями на Земле. А далее в книге описывается история применения этой методики, благодаря которой шайка законспирированных прогрессоров была вскрыта и обезврежена.
Предлагаю воспользоваться методологией Стругацких применительно к системе образования. Предположим, на постсоветском пространстве действует банда регрессоров, задача которых – развалить сложившуюся при СССР систему образования. Подумаем, что для этого надо было бы сделать и будем искать совпадения в реальной жизни. В данном случае я выступлю в роли гипотетического регрессора и разработаю краткую диверсионную план-программу развала системы образования. А Вы, уважаемые читатели, сами ищите совпадения в реальной жизни и делайте выводы.
Итак, моя программа разрушения системы образования (на примере высшего образования) получилась из 7 пунктов.
1. Снижение творческой мотивации педагогов
Общая идея. Как учил товарищ Сталин, «кадры решают все». Проблемы в том, что педагоги высшей школы – кадры еще те. В своей массе в ВУЗах работают самомотивированные личности, которые делают свое дело хорошо не за зарплату и не из страха наказания, а потому что им это интересно и потому, что они считают, что это важно и нужно. Как снизить рабочую и творческую мотивацию этих гвоздей людей? Их нужно унизить. Унизить так, чтобы возникла жесткая обида на систему, которой они служат. Обостренно чувство справедливости, обычно присущее самомотивированным людям, в данном случае сделает свое чёрное дело – они не смогут по-прежнему служить системе, которая их незаслуженно унизила.
Конкретные действия. Показателем социального статуса человека в обществе и индикатором меры оценки обществом ценности труда и заслуг человека является его зарплата (доход). Надо чтобы у профессоров и доцентов зарплаты были на уровне грузчиков, кассиров и уборщиц. Во-первых, это снизит статус педагога в глазах общества. Во-вторых, это унизит педагогов и породит обиду на систему. При этом очень важно довести ситуация именно до абсурда — чтобы профессора/доктора получали меньше уборщицы. Подобная иррациональная ситуация вводит разум человека в состояние аффекта. Дополнительно в ВУЗах следует создавать иррациональные и унизительные дефициты: бумаги, туалетной бумаги, учебников, порошка для принтера, самих принтеров и т.п. Достойный рыцарь не служит господину-идиоту, а уважающий себя профессор не сможет с полной отдачей служить ВУЗ-придурку.
2. Подрыв авторитета педагогов
Общая идея. Реализуя пункт 1, мы убиваем сразу несколько зайцев. Поскольку богатство является показателем социального статуса человека, студенты в основной массе будут презрительно относиться к преподавателям-нищебродам, считая их лохами и неудачниками. При таком отношении процесс передачи знаний приобретает эффективность близкую к нулевой.
Конкретные действия. Смотри пункт 1.
3. Бюрократизация учебного процесса
Общая идея. Армейская мудрость гласит: чтобы солдату в голову не приходили дурные мыcли, он должен быть постоянно занят; не важно чем, главное – занят. Чтобы в головы педагогов не проникли хорошие и умные мыли, они тоже должны быть постоянно заняты какой-нибудь пустой и тупой работой. Поскольку красить траву в среде преподавателей как-то не принято, нужно изобрести аналог «покраски травы» для профессуры.
Конкретные действия. Аналогом «покраски травы» в ВУЗах может быть заполнение бесчисленных и никому не нужных бумаг и отчетов. Каждый год надо менять формы основных документов, чтобы всю документацию надо было переделывать заново. Но педагоги (особенно советской закалки) – люди вредные, упертые и стойкие. Даже в бессмысленном деле они запросто могут найти творческую составляющую. Чтобы исключить эту возможность необходимо в документооборот ввести элемент авральности: около 30% всех бумаг следует требовать предоставить срочно и с-сегодня-на-завтра.
4. Либерализация учебного процесса
Общая идея. Обучение человека чему-то новому в большинстве случаев вызывает сопротивления. Поэтому насилие есть неотъемлемый элемент любого эффективного образовательного процесса. Отсутствие насилия резко снижает эффективность обучения. Давайте вспомним старые фильмы с Брюсом Ли и Ван Даммом или учителя «Белый лотос» из кинофильма-гротеска «Убить Билла 2». Помните, как там учителя учили своих учеников? Результата был – ого-го! Для снижения качества образования необходимо максимально либерализовать учебный процесс. Человек — существо ленивое (студент – в особенности), поэтому студенту, вырвавшемуся из под контроля школы и родителей и не попавшему в другую систему контроля, будет явно не до учебы.
Конкретные действия. Свободное (пусть не de jure, но de facto) посещение лекций, выбор студентами педагогов, неограниченное количество пересдач экзаменов и зачетов, минимальное отчисление (в идеале – вообще избавиться от явления отчисления) студентов. Побольше капустников, КВНов, конкурсов красоты и т.п.
5. Разрушение интеллектуальной атмосферы
Общая идея. В ВУЗе лекции и семинары – это не главное. Главное – это создание образовательного поля. Именно поэтому западные ВУЗ охотятся за нобелевскими лауреатами и известным учеными и готовы платить им килобаксы просто за факт присутствия. Почему учёные любят ездить на конференции и симпозиумы (на которых, по правде говоря, больше «тусуются» и «выпивают», чем обсуждают научные проблемы)? Да потому, что они там становятся умнее! Сотня светлых голов в одном месте создает уникальное «поле ума»; попавшие в это поле люди умнеют на глазах и рождают хорошие идеи. Однако это интеллектуальное поле легко разрушается под действием низкоуровневых вибраций. Достаточно ввести в это поле десяток идиотов и пиши «пропало» – поля больше нет. Если идиотов будет больше, то они уже начинают создавать свое поле идиотства, в котором люди глупеют.
Конкретные действия. Необходимо устранить заслоны, препятствующие приему в ВУЗы идиотов, бескультурных, агрессивных личностей. Для этого необходимо:
— лишить педагогов ВУЗов права отбирать студентов самостоятельно,
— сделать прием в ВУЗы безличным (элементарный фейс-контроль легко выявляет вышеуказанные патологические типы),
— снизить порог поступления до уровня двоечника (для этого надо увеличить набор студентов).
Чтобы повышение количества обучаемых не потребовало дополнительных бюджетных средств, делаем следующее: излишки студентов должны сами оплачивать свое обучения, количество преподавателей не увеличивать, увеличить нагрузку каждому педагогу (это поможет реализации пунктов 1 и 3 программы). Увеличение количества студентов, приходящихся на одного педагога, выгодно еще и потому, что обезличивает учебный процесс, превращая его в потогонный конвейер.
6. Подбор руководящих кадров
Общая идея. На высшие руководящие должности в системе образования необходимо расставить людей, не соответствующих этим должностям. При правильном подборе и расстановке кадров скорый развал системы гарантирован.
Конкретные действия. Кого следует назначать на высшие руководящие должности в системе образования? Во-первых, людей, которые не пользуются авторитетом и уважением в среде своих коллег. Во-вторых, «крепких хозяйственников», но не мыслителей, которые в состоянии сформировать целостное представление о сложных системах. В-третьих, людей серых, не имеющих талантов и достижений; в этом случае они будут понимать, что целиком и полностью обязаны своему покровителю и будут идеально повиноваться и хранить тайну.
Для дестабилизации системы образования особенно ценными являются следующие психологические типы: тупые, амбициозные, гиперактивные, агрессивные, трусливые, соглашатели, алчные.
7. Маскировка
Общая идея. Чтобы программа разрушения образования не встретила сопротивление общественности, ее необходимо замаскировать. Врать надо по-крупному. Социальная психология утверждает: чем чудовищнее обман – тем легче в него поверят. Люди склонны думать, что их могут обмануть плохие люди (враги) исподтишка и по мелочам, но мало кто готов поверить, что их обманывают хорошие люди (свои), внаглую и по-крупному.
Конкретные действия. Во-первых, в СМИ необходимо создавать непрерывный информационный шум о модернизации, инновации, болонизации и т.п. Для этого можно успехи отдельных личностей (победы на олимпиадах, конкурсах и т.п.) выдавать за успехи системы в целом. Во-вторых, необходимо отвлекать внимание общественности на второстепенные вопросы. Для этого периодически следует затеивать бессмысленные реформы: менять 5-бальную систему оценок на 10- или 20-бальную, менять количество лет обучение то с 4 на 5, то с 5 на 4; сначала вводить, а потом отменять баклавариат, магистратуру, профильное обучение и т.п.; предлагать сокращать или удлинять (недовольные в любом случае найдутся) летние каникулы и т.п. Пусть в борьбе против второстепенных нововведений активная часть педагогов утилизирует и распыляет свою протестную энергию.
Замечания к программе
Данная программа рассчитана на 5-10 лет. После этого срока начинают действовать механизмы положительной обратной связи (когда выпускники ВУЗов сами идут преподавать в школы и ВУЗы, писать учебники и т.п.). После этого деградация образовательной системы приобретает необратимый и самоподдерживающийся характер. Вот собственно и все. Как видите – ничего сложного.
(с) _________________ non cognitus est terminus mortis
Предположим, на постсоветском пространстве действует банда регрессоров, задача которых – развалить сложившуюся при СССР систему образования. Подумаем, что для этого надо было бы сделать и будем искать совпадения в реальной жизни.
Достаточно внедрять культ рыночной экономики, а всё остальное это производные от этого
Токмо один шаг
Совпадение с реальной жизнью есть?
А когда каждый второй человек с высшим образованием, и то что он должен сидеть в кабинете ему с пеленок втирают родители, это нормально?
нет, не нормально. родители должны снабжать кормом и ресурсами, а выбирать, где и с кем сидеть, также как и необходимость образования и пол, имеют право только дражайшие чада, да.
Баян. Где-то месяц-два назад уже читал.
Вообще надо уже балаганить не о том, что образование развалили, кому это надо и т.д. А о том, как его обратно поднять. Все больше и больше людей начинает учить своих детей самостоятельно.
Щас уже не помню точно, какие-то буржуи занимались изучением систем образования за всю историю. В итоге пришли к выводу, что лучшая система образования была в Царскосельском лицее. И хотя у него была гуманитарная направленность, сама методика подходит и для обучения точным наукам.
По похожей методике обучают в элитных закрытых английских школах, где учатся отпрыски наших олигархов _________________ Не мешай машине ездить
виноват кто?
правильно.
Конь в пальто.
Что делать?
Правильно.
Вывод:
8. прострелить копыта системе образования, чтоб рожденный скакать мог только ползать. _________________ Fuck you all I’m negative creep
Лучшая методика обучения была в Царскосельском лицее
Скорпион правильно заметил система образования <> методика обучения.
Методика обучения - это набор способов и приемов по запихиванию знаний в биоматериал под названием человек. Сюда включается и конкретные знания, и последовательность подачи материала, и способы обучения.
Система образования - это многоуровневая система учреждений с определенными целями, в которых знания запихиваются в человека, в соответствии с его возрастом, уровнем восприятия и т.д. (дет. сад, школа, ПТУ, институт). _________________ Не мешай машине ездить
Pat
методика всегда зависит от конкретного ученика и конкретного преподавателя, так что говорить о лучшей методике обучения в лицее бессмысленно _________________ non cognitus est terminus mortis
1. В первой части есть отсыл к тому, что материальная выгода - не главное, что мотивирует работников образования, тут же предлагается действовать именно начиная с денежной составляющей... Дальше идёт фантазийная история про зарплату профессора ниже зарплаты уборщицы. Совпадений с реальностью не вижу.
2. Чистое повторение пункта один. Зачем? В реальности нет никакой речи о низком общественном статусе преподавателей, по крайней мере ВУЗ-овских.
3. Бюрократия - бич Совка и, как следствие, постсовка. Благодаря компьютеризации ситуация с бумажками только улучшается. Естественно бюрократия сильно мешает, но раньше её было ещё больше.
4. Это действительно проблема, хотя и характерная больше для обучения детей и младших студентов. Решить её можно двумя путями: 1. Таки начать заставлять (и это в некоторой степени нужно и делается. В ТГУ, например, несколько лет назад была введена модульная система, сильно затруднившая жизнь прогульщиков), 2. Каким-то образом добиться самомотивации, если не школьников, то хотя бы студентов (но это - тема несколько другого обсуждения). Не вижу такой уж чёткой связи с реальность, а на примере того же ТГУ вижу наоборот активную борьбу с этой самой "либерализацией".
5. Интересно, бывал ли автор хоть раз на научных конференциях и симпозиумах...
Далее идёт ну совсем странная идея: устранить контроль при поступлении в ВУЗ... Ну да, если брать в ВУЗ всех подряд и никак не контроллировать уровень знаний, то системе образования каюк... Вот уж идея, так идея! Интересно, какой нобелевский лауреат автору это подсказал. Что в реальности? - В реальности с помощью ЕГ как раз идут активные попытки стандартизировать требования, чтобы в ВУЗ-ы не попадал абы кто по знакомству (с переменным успехом, к сожалению).
6. Чтобы судить об этом в реальности, нужно быть инсайдером. Не могу прокомментировать. Кто-то из присутствующих может?
7. А вот это действительно имеет место, достаточно часто и, местами, ну очень абсурдно. К сожалению. _________________ Реализация ABA-программ (прикладной анализ поведения) для особых детей в Тамбове. Связь здесь или andatram@yandex.ru
сам не понял, что учился по уникальной методе?
и пщиму оную прикыли, чем спровоцировали демарш 2 ее носителей. _________________ Мы пальцами показывать не будем,
Но многие ли помнят в наши дни:
Кто проповедь прочесть желает людям,
Тот жрать не должен слаще, чем они.
сам не понял, что учился по уникальной методе?
и пщиму оную прикыли, чем спровоцировали демарш 2 ее носителей.
Эт ты про ШОА и НМГ? Ну да, вбивали так, что до сих пор не выбьешь особенно когда давали задачу, над которой весь класс целый урок мучился. А на следующий день разбираем одну теорему с доказательством, по которой эта задача решается за 5 минут
А демарш, если мне склероз не изменяет, был спровоцирован тем, что заставляли участвовать в различных конкурсах, грантах и т.д., что отнимало практически все время. Тут либо учить всю толпу, либо заниматься с "одаренными" единицами.
Для чего это было сделано? ХЗ...Болонская система в действии.
Кстати, периодически мониторю сайт нашего Хогвартса и не только - ощущение, что учащихся прям заставляют участвовать во всевозможных олимпиадах. В наше время такого не было. Если есть желание и способности - велкам, а если только в рамках программы шаришь, то нефига на олимпиаде делать. _________________ Не мешай машине ездить
Дальше идёт фантазийная история про зарплату профессора ниже зарплаты уборщицы. Совпадений с реальностью не вижу.
в вузе (наприемр в тгту) поинтересуйтесь зп доцента, ага
у профессора больше на 4 тысячи
Добавлено спустя 4 минуты 12 секунд:
Monster-T писал(а):
Благодаря компьютеризации ситуация с бумажками только улучшается.
вы наверное не знаете, что благодаря компьютеризации надо и в бумажном, и в электронном виде всю документацию сдавать (отсканированную, с синей печатью), ага
Добавлено спустя 1 минуту 26 секунд:
Monster-T писал(а):
В ТГУ, например, несколько лет назад была введена модульная система, сильно затруднившая жизнь прогульщиков
а вам известно, что по положению о высшей школе посещение лекций дело добровольное? а ваша модульная система дает баллы только за то, что человек присутствует
Добавлено спустя 2 минуты 6 секунд:
Monster-T писал(а):
В реальности с помощью ЕГ как раз идут активные попытки стандартизировать требования, чтобы в ВУЗ-ы не попадал абы кто по знакомству (с переменным успехом, к сожалению).
в реальности студенты дрессируются перед поступлением на сдачу егэ, все, приходят полными нулями
Добавлено спустя 1 минуту 51 секунду:
Monster-T писал(а):
Чтобы судить об этом в реальности, нужно быть инсайдером. Не могу прокомментировать. Кто-то из присутствующих может?
я могу, образованием руководит высшая школа экономики, люди далекие как от науки так и от технических, и иных знаний, псеодогаманетарии _________________ non cognitus est terminus mortis
конь_в_пальто
Неужели меньше уборщической десятки?
Между подписанной распечаткой и рукописной формой таки есть разница. Ага.
Нет, если честно, не известно, так как больше обращаю внимание на положение дел на практике. А за что ещё модульной системе давать баллы, если она и является ничем иным, как способом обеспечить близкую к 100% посещаемость (и справляется с этой задачей)?
Что значит "дрессируются на сдачу ЕГЭ"? Для сдачи ЕГЭ необходимо обладать набором знаний, которые этот самый Э проверяет, это не какая-то механическая работа.
Я правильно понимаю, что у нас экономика перестала быть наукой? _________________ Реализация ABA-программ (прикладной анализ поведения) для особых детей в Тамбове. Связь здесь или andatram@yandex.ru
Monster-T
модульная система, не смешите .Пожертвования в фонд классического образования и все прогулы списываются. Уровень знаний год от года снижается. Про отчеты всех видов, правда. Сестре помогаю делать, нагрузка у неё в этом году дикая, а зарплата доцента 11 тыс. С этого учебного года. _________________ Меня знают многие, но лишь единицы знают, какая я на самом деле.
Что значит "дрессируются на сдачу ЕГЭ"? Для сдачи ЕГЭ необходимо обладать набором знаний, которые этот самый Э проверяет, это не какая-то механическая работа.
В одном ВУЗе решили проверить первокурсников по материалам вступительных экзаменов до введения ЕГЭ. По математике средний балл 2.6, по физике 2.4 по 5-тибалльной системе.
Подтверждаю, в школах в 10-11 классах идет именно натаскивание на ЕГЭ. Это как экзамен по теории в ГАИ - нужно просто вызубрить правильные варианты ответов. _________________ Не мешай машине ездить